Откровение 8. Как заставит всех зайцев бегать в одном направлении?

Возникла новая идея: не разделять процесс обучения на объяснения темы и на решение многофункциональных задач, а объединить их в одно – единственное целое. Разработать серию вопросов – задач, последовательно решение которых, позволило ученику самостоятельно «открывать» для себя определенные соотношения, закономерности, законы.

Сделать так, чтоб сам процесс решения задач в преподавание физике в школе, включенный в общую программу творческого исследования определенного элемента, кроме образования – приобретения практических навыков, носил обучающий характер, Обучающий в смысле самостоятельно усвоения новой темы. Построить стройную, органически связанную систему задач, последовательное решение которых привело бы ученика, например, к «открытию» закона Архимеда.

И не только к его открытию, а к поиску определенных соотношений между физическими величинами, анализ зависимости между которыми просто «заставил» ученика самостоятельно сформулировать данный закон. В этом поисковом процессе должны присутствовать элементы творческого исследования, с присущими этому процессу выдвижении модельных гипотез, их проверки на достоверность или на опровержение.

Можно даже заменить название много «функциональные задачи» на «многофункциональные блоки», подразумевая целостность и органическую связь между всеми элементами данного блока. Откровение была хорошая, идея заманчивая и мы не могли не испытать ее на практике. Однако в наших блоках исчез эксперимент!

Вместе с водой мы выплеснули и ребенка. Многофункциональные блоки были составлены в основном, чисто теоретически, и «на кончике пера» ученик познавал мир. Мы вспомнили о «меловой физике», о высказывании Хвольсона, что преподавание физики, в котором отсутствует эксперимент «должно быть признано бесполезным и даже вредным».