Откровение 7. Бегать с тремя зайцами легче, чем за двумя?

Бегать с тремя зайцами легче, чем за двумя?

Если первой точкой отсчета наших поисков послужило выссказыванем А. Эйнштенйа «о святом любопытстве исследования», которая «нуждается прежде всего в свободе», то второй точкой была статья в журнале «Физика в школе» №5 за 2004г «Основная школа: проблемы обучения и создание учебника нового поколения», подписанная профессионалами высочайшего класса В.Г. Разумовским и В.А. Орловым.

В ней мы нашли и свои поиски, выраженные бесстрастным, но точным языком науки и, что самое главное, мы нашли ответ на мучавший нас вопрос об исчезающих детских вопросов: «… исключительную важность включения в стандарт основного общего физического образования, раздела о методе научного познания природой, которой одновременно выступает и объектом изучения, и средством овладения учебным материалом».

Мы написали авторам указанной статьи и даже отправили несколько примеров наших разработок «многофункциональных задач» - так мы решили переименовать комплексные задачи, учитывая, что эти задачи призваны выполнять множество функций. Мы получили ответ, ценные советы, за что мы очень благодарны: «думаю что не следует экспериментальные задачи «разбавлять» заданиями, которые нельзя экспериментально проверить.

Наиболее ценными в методике преподавания физики являются экспериментальные задачи. Они цены тем,  что ученик убеждается в силе теоретического предвидения» - вот несколько советов которые заставили нас продолжить разработку наших многофункциональных задач. Естественно, экспериментальные исследования с последующими проверками справедливости определенных изучаемых закономерности, на много повысили их рейтинг и результативность.

Оказывается, «третий заяц», то есть включение многофункциональной задачи творческих экспериментальных исследований позволял ученикам ознакомится с методикой научного познания мира, с этим мощным, но далеко не использованным аппаратом познания физики. И чем глубже вникал ученик в изучаемом процессе, тем чаще у него появлялись долгожданные «детские вопросы».

Однако, мы опять почувствовали, что чего-то не хватает нашим многофункциональным задачам. Выглядели они как отдельные островки в безбрежном море тайн познания, без внутренней органической связи между ними. Правда, исследование какого-либо явления выглядело целостным, с определенными выводами, который ученик, должен был сам находить, но это проведенное исследование часто удаляла ученика от познавательной цели самой темы, удаляла его от учебника.

Плохо это или хорошо, мы тогда еще не знали...