Откровение 6. Когда можно бегать за двумя зайцами?

Подумаем вместе... В «сборниках» в каждой задаче рассматриваются самые разнообразные ситуации (автомобиль набирает скорость, лодка переплывает реку, камень падает, вода нагревается и т.д.), которые требуют от ученика переключения внимания, рассредоточения мысли, переход от одной модели к другой.

Нельзя ли составлять исходные условия без изменения, и разработать в этой задачи столько эпизодов, столько понадобится для проверки всех навыков по данной теме. Нейтрализовать тем самым частые переходы от одних условий к другим. Не освободится ли при этом Откровение ученика?

Не будет ли ему легче проникать глубже во всех тонкостях связанные с рассматриваемыми процессами, явлениями в данной задачи? Не освободится ли место для «святого любопытства»? Мы это пробовали. Разрабатывая новую методику преподавания физики, составляли задачи, каждая по 15-20 вопросов, которые позволяли учащимся действительно углубляться и как нам казались в начале, количество «детских вопросов» должно резко увеличиться. Вопросов, конечно, стало больше, но не так много как мы ожидали. Что-то еще сковывало свободу, а «святое любопытство» проявлялось, но не очень смело.

Мы ничего не понимали. Нам казалось, что ученики «ловят сразу двух зайцев»: первый «заяц» это сам процесс решения задачи, проверка своих практических навыков, а второй «заяц» - последовательное углубление процесса познания при помощи той же задачи, с ее разнообразными составленными вопросами, охватывающие целый комплекс проблем.

Не скроем, что мы были сильно разочарованы, тем более, что нам удалось, разработать в таком стиле такие «комплексные задачи» как мы их называли, по всему курсу физики для средних общеобразовательных школ. Мы не можем сказать что работали в пустую. Нашими разработками заинтересовались коллеги, были публикации по методике преподавние физики, получили авторское право, опыт изучался. Были и успехи наших учеников. Но мы чувствовали, что нашим комплексным задачам чего-то не хватает и они как будто «не хотели отдавать» самое ценное, что мы в них заложили.

Но то что мы находились на правильном пути – мы, конечно, понимали. Ответ на вопрос «когда можно бегать за двумя зайцами?» и поймать их, с точки зрения физики прост: если направления движений зайцев и бегуна совпадают и при этом скорость зайцев будет меньше скорости бегуна. В нашем случае или зайцы бегают в разные стороны или скорость бегуна меньше скорости зайцев (или и то и другое одновременно).