Мы не знаем точно когда появился первый сборник задач по физике, но наверное не меньше двух веков назад. Изменились ли «сборники»? Кончено, да. Появились новые области физики, расширились типы задач (качественные, количественные, графические, экспериментальные, задачи на оценку и т.д.)
А что в этих «Сборниках» присутствует постоянно и не меняется? Не догадываетесь? А то, что сковывает инициативу ученика, что убивает, истребляет, нейтрализует «это нежное маленькое растение», которое по меткому выражению Эйнштейна, нуждается в большей степени в свободе, чем стимуляции.
Задачи в сборниках объединяются по темам, иногда разделяются по степени трудности их решения. Никакой другой связи между ними нет. Наоборот, каждая новая задача – это смена условий, числовых данных, персонажей, сценариев. Переход от одной задачи к другой от ученика – это переход в другой мир.
Сам процесс решения задач в преподавние физики, безусловно, полезен и мы, учителя физики, преклоняемся перед авторами «сборников». Сколько поколений (и мы в том числе) выросло на «сборниках задач» - Знаменский, Демкович, Рымкевич и т.д.?
Но согласитесь, ведь кроме проверки знаний, умений и навыков, процесс решений задач ничего не дает. А разве этого мало? Вы правы, это очень много! Но … недостаточно. Все ли мы «выжимаем» из обыкновенных задачи по физике?
Может быть, есть еще какой-то неиспользованный, незаметный ресурс?