Слово «учебник», наверное, происходит от слова «учеба». Значит, учебник- это нечто такое, которое подсказывает, предлагает, диктует ученику, как ему учить. Открывая учебник, ученик, сразу после первой прочитанной темы или даже фразы, становится его рабом.
Стиль изложения учебного материала за ранее программирует стиль его познания окружающего мира, стиль его понимания, стиль ответов, на вопросы, наконец. Это «навязывание» диктаторскими методами стиль изложения бессознательно накладывает свой опечаток на стиль мышления ученика. Современная методика преподавания физики требует кардинальных изменений.
За редким исключением, все вопросы на который должен отвечать ученик, чтобы проверить свои знания, известны: сформулировать закон Архимеда или рассказать о проявлениях этого закона в практике, и ученик отвечает, рассказывает об этом законе так, как от него требует, стиль изложения данной темы.
А стиль изложения большинства учебников, если перевести его на простой язык, прозвучал бы примерно так: «ребята, вот вам один из законов, которому подчиняется наш Мир. Он открыт тем-то, в таком-то году. Этот закон незыблем он появился на много раньше Вашего рождения, принимайте его на веру, можете его проверить…»
Зачем проверять?
Ведь, наверное, он уже проверен тысячи и тысячи раз, и если в учебнике это так написано, значит так и должно быть. И нет никаких вопросов. Все понятно… Понятно - то понятно, но где тогда «святое любопытство исследования»?
Почему оно не проявилось?