Мне удалось выполнить свое обещание и я «довел» эту историю до конца. Прочитав этот эпизод, мой соавтор (и сын), спросил меня, где связь между «последним стаканом» и Многофункциональными блоками «Эврика»? Предвижу и Ваши вопросы. Попробуем разобраться.
Мы – учителя постоянно шагаем по лезвию бритвы. Шаг влево, шаг вправо и … мгновенно перечеркиваем сами все то, что с таким трудом воздвигали в течение всего урока. Причина? Осмелюсь высказать свое видение: потеря чувства меры, переход запрещённой грани между реальными и виртуальными, скажем так, нашими действиями.
Я долго думал, почему по дороге домой, после уроков, меня постоянно преследуют сомнения: этого не надо было сказать, то не надо было делать, обиделся ли ученик, которому я выставил заниженную оценку и как он на это среагирует … Наверное, наш мозг «фильтрует» все моменты уроков и выдает нам информацию о переходе запрещенной грани и потери чувства меры, непроизвольный (и нежелательный ) уход от лезвия бритвы. Это как «последний стакан»! Сравнение не очень–то удачное, но отец старался вбить в бою молодую, и, наверное, не очень – то умную голову именно чувство меры, грань, именно то количество, которое, по неумолимым законам диалектики, переходит в качество!
В те далекие годы я, конечно, не понимал, что эпизод с «последним стаканом» станет для меня путеводной нитью, мерилом грани, меры. И я сейчас вспомнил поражающие меня слова французского математика, физика, литератора и философа Блез Паскаля, который понял смысл слов «мера», «грань», еще когда ему было около 30 лет: «Истина так нежна, что чуть только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него и оказываешься в истине».