Историю, которую сейчас хочу рассказывать, не реальна, вымышленная, или, как сейчас говорят, виртуальна. Никогда не сравнивал, какая профессия лучше, какая хуже, всегда понимал, что такое сравнение, в принципе, невозможно. Однако, с высоты своих долгих лет общения с молодыми людьми, понял, что для будущих Учителей, мои «Мысли вслух» в данном случае, будут полезны. И еще я понял, что, если эту вымышленную историю мне преподнесли в самом начале моей учительской карьеры, вполне возможно, мне легче было преодолевать тот психологический барьер, который так мешает моим будущим коллегам выбрать профессию Учителя, которая сейчас, увы, не очень – то «выбираемая». Единственный и, надеюсь очень веский довод при выборе профессии для молодых людей, может служить мудрые слова мудрого Атоса, высказанные виконту де Бражелону, сыну Атоса на прощание:
«Когда вы не будете знать, кому служить, колеблясь между материальной видимостью и невидимым принципам, выбирайте принципы, в которых все».
Сколько себя помню, у меня всегда «под подушкой» был неизменный томик Александра Дюма. Изумительный писатель. Я всегда поражался его удивительным талантом. Благодаря ему, весь мир знает историю Франции лучше, чем историю собственной страны. Я уже не говорю про его героев, которые столько лет влияют на умы и действия наших современников. Самое интересное, что мои современники даже не догадываются об этом.
Итак, виртуальная история.
Так получилось, что один из авторов этих строк услышал по радио интервью с известным и очень талантливым актёром, кстати, очень любимым и почитаемым, можно сказать, во всём мире. Это было накануне Дня Учителя и знаменитый актёр с огромной любовью и бесконечной признательностью вспоминал о своём любимом Учителе. Нам не хотелось назвать имя этого актёра, тем более, что мы его очень любим и уважаем. Почему такая таинственность, Вы сейчас поймёте. Актёр (и это нас настораживало), говорил о том, что профессия учителя ”уж очень похожа на профессию актёра” . Казалось, что актёр в своём стремлении показать свою любовь и уважение к Учителю , сравнивал свою профессию с профессией Учителя. Это сравнение, по его мнению, должно подтвердить свою любовь к своему самому уважаемому Учителю. И это, наверное, так и должно быть. Однако, его сравнение больше всего подходило на снисхождение, или даже на «жертву» приносимой актеру, на алтарь профессии учителя. Мол, мы так высоко находимся по сравнению с учителями, что нам, актерам даже не страшно (один раз в год, в День учителя) снизойти и даже приравнивать между собой эти профессии!
Так и должно быть, по мнению актёра. По нашему мнению, это не совсем так, или, скорее всего, совсем не так. Попробуем доказать нашу точку зрения, вопреки авторитету и признанию нашему любимому и всеми почитаемому актёру.
Итак, актёр: сценарий, репетиции, режиссёр, гримёр, костюмер, суфлёр, оркестр … Отточенные жесты, долгие месяцы репетиций, премьера, аплодисменты, цветы, автографы, браво - брависсимо!
Учитель - шесть сценариев (он их готовит по ночам, т.к. у него 6 уроков), значит он и сценарист, он и режиссёр, он и гримёр, он и костюмер, он и …суфлёр. Цветы? Какие цветы на каждом уроке? Аплодисменты? Учителю? Но ведь это его работа! Зачем? Ведь мы его слышим каждый день, при этом, бесплатно! А вызвать учителя на «бис» - это просто издеваться над ним!
Представьте себе, что наша любимая Марья Ивановна, являясь учительницей математике, готовиться к премьере…
По всему городу вывешены объявления: ”Учительница математики Марья Ивановна проведёт урок в 7Б классе по теме “Решение уравнений с одним неизвестным”. Билеты продаются во всех киосках города”.
Итак, наступил день премьеры. 7Б класс, чувствуя свою причастность ко всему происходящему, очень волнуется. Марья Ивановна, сжимая в тоненьких пальчиках мел, переживает. Три месяца подряд, ежедневно, по шесть часов репетиций, она повторяла с детьми «Решение уравнений с одним неизвестным», готовясь к премьере. Зал (класс) разукрашен по - праздничному. Декорации выполнены самым талантливым художником города специально к данному уроку. Написана уже музыка соответствующая данной теме “Решение уравнений с одним неизвестным”. Оркестр во главе с дирижёром устроились возле доски. Весь педколлектив собрался в учительскую, переживает: шутка ли - премьера! Директор школы, успокаивает Марью Ивановну, лучший врач города измеряет ей уже третий раз артериальное давление.
Прозвучал первый звонок. Все рассаживаются. Ученики 7А пытаются проникнуть в класс без разрешения, но их удаляют - нет мест свободных! После коротких переговоров с директором, им разрешают присутствовать только вдоль стен, стоя. Третий звонок…занавес и под бурными продолжительными, аплодисментами появляется Марья Ивановна - помолодевшая, красивая, в новом платье, сшитом специально к уроку «Решение уравнений с одним неизвестным”. Лучи десятков прожекторов выделяют на её лице именно те черты, которые подходят для данной темы урока. Оркестр заиграл тихую, торжественную и в то же время одухотворённую музыку. Марья Ивановна начинает урок. Это не урок, а какое - то наваждение, сон. 25 минут прошли незаметно. Под бурными аплодисментами занавес закрывается - антракт! За кулисами с ней работают костюмеры, гримёры, подошёл режиссёр, сценарист, директор школы подаёт ей кофе: Всё идет прекрасно! Начинается вторая часть урока. Музыка сопровождает и как бы дополняет каждую фразу, каждый жест Марьи Ивановны.
Наконец, под финальными аккордами оркестра, Марья Ивановна удивительно изящным движением своей прекрасной руки записывает на доске ответ последнего уравнения с одним неизвестным. Её фраза ”Урок окончен “ буквально тонет под громкими продолжительными аплодисментами. Её ученики бросаются к ней, окружают, обнимают. Огромные букеты цветов падают к её ногам. Две девочки, сидящие за первой партой (наверное, отличницы) , безудержно рыдают. “Браво! Брависсимо! Бис! “ - , кричит весь зал. А наша Марья Ивановна, уже справилась с волнением, спокойно раздаёт автографы. К ней подходят ученики 7А класса: ”Когда у нас будет такой же урок?” Марья Ивановна обещает, что когда она отдохнёт и вернётся через два месяца из круиза по Средиземному морю, то начнёт репетировать и с ними. И через три месяца ежедневных репетиций, если всё будет нормально, она проведёт такой же урок по теме ”Решение уравнений с одним неизвестным” и с ними.
Не будет, конечно, Марья Ивановна репетировать три месяца один урок, потому - что за три месяца ей необходимо провести, в среднем, около 250 (!) уроков в разных классах, на разные темы. И всё это произойдёт тихо, спокойно, без грима и оркестра, без прожекторов и без цветов и автографы у неё никто не попросит. Да и не нуждается она во всём этом! У неё есть более сильное воздействие на учеников - это её глаза и та невидимая нить, что связывает её с учениками. И не променяет она это никогда и ни за что!
А нам остаётся спросить Вас: сможет ли даже самый талантливый актёр “работать” так, как работает наша Марья Ивановна? Да и не нужно ему это делать. Пусть актёры делают своё дело, а мы - своё. Похоже ли наша работа на работу актёра? Не знаем. Но то, что она намного труднее, это точно. Не выдержат актёры такую нагрузку, тем более без режиссёра, гримёра, суфлёра, автографов, цветов и прожекторов.
Слабые духом они потому что…