Откровение 31. Быть астрономии системообразующим предметом?

Шинкаренко И. Г. Шинкаренко Д.И.

 О многофункциональных блоках  задач  «Астро – Эврика», или быть    астрономии системообразующим  предметом? 

 «Истина так нежна, что чуть только отступил от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение это так тонко, что стоит только немного отклониться от него, и оказываешься в истине»              Блез Паскаль  

  Современная астрономическая наука переживает невиданный период расцвета с буквально потрясающими открытиями, выходящими за пределами этой науки, представляя огромный интерес для всех естественно - математических наук. Изучение астрономии способствует развитию адекватных мировоззренческих взглядов на окружающий мир. Космическая эра, в котором вступило человечество, связано со многими проблемами познания и освоения космоса и только астрономия способна правильно ориентировать учащихся в выборе методов и целей исследования Вселенной, защитить их от лженаучных потоков информации, которые заполонили все СМИ при нынешних условиях идеологического вакуума и потери мировоззренческих ориентиров.

Астрономическое образование является составной частью общего образования выпускников, обладающим мощным мировоззренческим потенциалом, способна постоянно удивлять и увлекать, привлекая к ней особый интерес и мотив к учёбе, к творческому поиску и жажде получать новую информацию.  Астрономии в школе будущего предстоит сыграть роль системообразующего предмета, а самостоятельный курс астрономии должен стать завершающим аккордом в естественнонаучном и философском образовании, внеся свой огромный вклад в гуманизации процессов обучения и образования.  Особенности астрономии предоставляют уникальные возможности ознакомить учащихся с методом научного познания окружающего мира буквально на каждом уроке, постоянно развивать интеллектуальные способности и познавательный интерес, компетентность, кругозор и общую культуру.

Огромен вклад астрономии в воспитание веры и убеждённости в возможности познания окружающего мира; чувства ответственности за судьбу уникальности человеческой цивилизации и человеческого разума; целесообразности международного  сотрудничества в области освоения космоса в её различных аспектах: политического, идеологического и морально-этического восприятия; уважительного отношения к точке зрения оппонентов и умение отстаивать своё собственное; чувства долга и ответственности по отношении к неповторимости и уникальности среды обитания человеческой цивилизации. Приобретаемые практические навыки на каждом уроке астрономии будут в дальнейшем  использованы  для реального восприятия существования человеческой цивилизации и человеческого индивидуума как неотъемлемую часть окружающего мира и Вселенной; решения практических задач повседневной жизни и обеспечения собственной безопасности, и безопасности близких от вредных космических влияний; предотвращения непредсказуемых влияний будущих космических технологий;

  Темпы и уровень развития науки существенно опережают уровень ее преподавания. Эта ситуация неизбежна и, наверное, оправдана. Естественно, преподаванию никогда не «угнаться» за наукой, если оно пойдет по пути наращивания огромного потока все новых и новых фактов и открытий. Необходим иной принцип, иной подход. Во – первых,  отказаться от большинства исторических «зигзагов», которыми шла наука и не заставлять каждое поколение учащихся  проходить их вновь и вновь, повторяя все заблуждения первооткрывателей. К сожалению, ученым работающих на передний край науки, обычно некогда заниматься «переводом» достигнутых им результатам на более понятный язык школьной аудитории. Во – вторых, проблема оперативного  переиздания и усовершенствования учебников по астрономии, темп развития которой в 15 раз опережает темп развития всех остальных наук, вместе взятых, еще долго не будет решена. Например, наши учебники по астрономии были изданы более десяти лет назад. Даже невозможно представить себе какие события разворачивались в самой бурно развивающейся науки за эти 10 лет! 

     Можно продолжать грустный перечень  проблем, которые вынуждены  преодолевать учителя астрономии. Ученые – педагоги,  методисты, астрономы – профессионалы, на наш взгляд, в большом и пока, неоплаченном долгу перед учителями астрономии. Мы предлагаем один из вариантов выхода из этой ситуации. Совместно с кафедрой общей физики и методики преподавания физики, кафедры теоретической физики ПГУ и большого коллектива учителей, принимающих активное участие, нами созданы Многофункциональные блоки задач «Астро – Эврика»  - аналог  проекта «Физика – Эврика». На наш взгляд, «Блоки» позволяют учителям сместить центр тяжести изучения астрономии в сторону самостоятельного, творческого познания окружающего мира, что позволит учащимся легче ориентироваться в огромном и неизбежном потоке информации. И не только ориентироваться. Владея даже начальными навыками применения  метода научного познания природы, они попытаются рассматривать  новые «сюрпризы» Вселенной уже не как обычную информацию. Они смогут проанализировать, сопоставлять, строить свои собственные предположения и т.д. При этом необходимо смелее переложить на плечи ученика львиную долю этого нелегкого процесса и не бояться доверять ему; освободить ученика от традиционной, проторенной и не всегда совпадающей с его стилем мышления, индивидуальных особенностей и т.д. дорожки познания.  Только таким образом для выпускников школы, на наш взгляд, изучение астрономии станет «последним штрихом» в завершающем процессе познания природы, окружающего мира.

   Естественно, невозможно потребовать от всех учеников «прохождение» по всем задачам каждого блока и даже по всем предлагаемым блокам. Предоставляем полную свободу выбора, как учителю, так и ученику, в зависимости от выбранного профиля, особенностей класса и каждого ученика в отдельности. Мы уверенны, что учителя смогут подобрать или рекомендовать дифференцированные системы задач из каждого блока для каждого класса, группы, ученика. Тем более, что система задач из каждого блока позволяет легко это сделать.

  Напрашивается резонный вопрос: какова роль учителя, если ученики, согласно концепции авторов,  будут самостоятельно  «не учить, а познавать»? Мы уверенны, что в данном случае учителя сами смогут найти свое место в этом процессе. Самое главное, предоставьте  ученикам больше самостоятельности и больше им доверяйте.Многолетний опыт применения блоков «Астро-Эврика» показывает, что ученики удивительно быстро привыкают «не учить, а познавать». У них появляются навыки самостоятельного подхода, оригинальные идеи, предсказания, гипотезы. Тем более, что астрономия обладает огромным потенциалом мотивации обучения.

   Авторы решили выделить практические работы отдельно для  более оперативного, дифференцированного и адекватного их включения в процессе познания. Были также выделены два часа для обязательных наблюдений по выбору учителя. Тематика блоков совпадает по своей последовательности учебнику. Кроме блоков – познание, после каждой главы, предлагаются блоки – контроль, каждый из которых представляет собой органически связанную систему  вопросов и задач,  позволяющее ученикам самостоятельно проверить полученные умения и навыки.

    Надеемся, что именно такой подход к изучению астрономии позволит нейтрализовать появившиеся в последние годы резкие противоречия между бурно развивающаяся этой древнейшей наукой и падением её престижа среди других дисциплин. Практика применения Многофункциональных блоков вселяет уже сейчас определённые надежды на то, что астрономия займёт своё достойное место как фундаментальная  наука о природе, естественно, рядом с физикой. 

    Невозможно абсолютно безразлично и равнодушно смотреть на величественную, безмолвную, таинственную и удивительную по своей красоте картину звездного неба… Следы древнейших цивилизаций, даже каменного века, говорят о том, что и наши далекие предки проявляли постоянный и неугасающий интерес к звездному небу. Зачем нашим самым далеким предкам такой интерес и почему астрономия – одна из древнейших наук? Простое любопытство, заложенное в человеческих генах или осознание той грандиозной роли, которая будет отведена астрономии в поиске истин и закономерностей окружающего мира? Неужели еще наши далекие предки, живущие в каменном веке, предвидели то, что через много тысяч лет простое наблюдение за звездным небом превратится в древнейшую науку, роль которой в познании окружающего мира трудно оценить даже нам, живущим в XXI веке? «Обречена» ли астрономия  и в дальнейшем стать маяком в предстоящих и будущих открытиях человеческого разума?

   И, наконец, станет ли астрономия  системообразующим предметом, наравне с физикой, или этой древнейшей и красивейших из наук об окружающем мире отведена роль непослушной дочери, которая еще не заслужила столь пристального внимания и которая, увы, должна еще долго ждать своего «звездного часа»? Горький опыт многовековой человеческой истории познания природы не дает нам право подвергнуть еще раз сомнению очевидную истину: самой природой нам была подарена астрономия как грань между прошлым и будущим, как передний край  неизведанного, как вызов, наконец, нам, живущим в третьем тысячелетие на способность осмыслить всю грандиозность тайн Вселенной. По этому поводу А. Эйнштейн высказался  однозначно: «Самое удивительное в этом мире, то, что он познаваем». Было бы замечательно, если это чувство удивления не покидало наших выпускников  на протяжении всего процесса познания окружающего мира.