Откровение 28. Учимся ли мы у своих учеников?

Вопрос, может казаться необычным, но это только на первый взгляд. Чему способны учить наши ученики нас, учителей?
Слово «учитель», происходит от «учить», значит, мы учителя призваны учить других. Но, когда перед нами 25-30 учеников, это, согласитесь, 25-30 миров! И мы, учителя, много времени проводим внутри этих миров. Возможно ли, чтобы никакого взаимного влияния не было? А наши поурочные планы, которые мы составляем вечером и где написано и расписано все по минутам, иногда даже имена учеников, которые в строго определенное по нашему сценарию времени, должны выходить к доске, всегда полностью осуществляются?

Иногда бывает, что наши ученики так изменят сценарии наших уроков, что и не предвидишь. Мы не оговорились, ход урока меняем на не мы, а наши ученики. И не надо бояться этого. Они лучше знают, что им необходимо. Конечно, в разумных, с точки зрения образовательных целях. Мы можем признаться, что идя «на поводу у детей» и меняя на ходу написанный с вечера сценарий урока, не было случая, чтобы мы пожалели об этом. Наоборот, именно благодаря этим изменениям достигнутые результаты, обычно превышали намеченным заранее. Естественно, учитель должен за несколько ходов вперед предвидеть, к чему эти изменения могут привести и в нужный момент оперативно вмешиваться и держать правильный курс.

Мы не можем сказать «да», наверное и сами ученики не знают, почему иногда не без их помощи ход урока  менялся именно так. Скорее всего, это происходило на уровне подсознания, не только  учеников, но и нашего.
 Данная  тема, наверное, содержит много моментов, которые мы не затронули. Самое главное, на вопрос о том, учимся ли мы у детей, уверенны, что все наши коллеги дадут положительный ответ. На вопрос, чему именно наши дети могут нас научить, ответов могут быть самые разнообразные. И это хорошо, значит мы- разные.