Большинство публикаций, советов, идей, посвящаются теме «как начинать урок» и это нормально. Начало урока, или вернее, сценарий этого начала, имеет, огромную роль и влияет на все дальнейшие события и эпизоды урока. Это настрой детей, это программирование, может быть даже на уровне подсознания их дальнейшей работы мысли, подготовка и мобилизация всех внутренних сил для достижения той цели, которую мы, учителя формулируем в самом начале урока.
Но не менее важную роль играют последние 5-7 минут урока. Да, это спрессованные в более сжатой форме основные умения и навыки, с которыми ученики будут выходить из Вашего кабинета. Да, это оценка труда детей, домашнее задание, замечания, одним словом, итоги урока. Спросите любого опытного (да и не только опытного) учителя, какой самый короткий и вместе с тем, самый трудный этап урока, и мы уверенны, что большинство скажут: последние 5-7 минут, когда необходимо сконцентрировать, удачно распределять, умело выбирать и умело подавать огромный поток информации. И все равно, после сакраментальной фразы «урок закончен, до свидания», нам все равно кажется, что чего-то не сказали, что-то забыли, а кое-что надо было передать совсем по-другому. Именно эти последние минуты урока, на наш взгляд, играют самую важную роль в сознание (и в подсознание) наших детей. Помните, принцип Штирлица, он же майор Исаев: запоминается последнее. Ученики запоминают нас лучше в последние минуты урока! Психологам-профессионалам этот принцип известен и если учитель именно эти 5-7 минут готовит тщательно или они получается у него легко, экспромтом, значит, учитель достиг самого высокого уровня профессионализма!
И еще. Ученик должен выходить с Вашего урока Победителем! Победителем … самого себя. И в этом учитель умело помогает приобретать это ощущение на протяжении всего урока, особенно на последнем его этапе. Объясним этот момент более подробно, т.к. считаем его в высшей степени важным.
Представьте ситуацию. Два ученика выходят из разных классов, где присутствовали на уроке физики с одинаковой темой, у двух разных учителей. Предположим, они получили абсолютно одинаковые объемы знаний, умений и навыков. Но первый ученик выходит с урока с опущенной головой, а может быть даже и со слезами на глазах. Учитель его унизил, заставлял его делать в данный момент именно то, что у него написано и запланировано в рабочем плане урока еще вчера. Учитель доволен, урок полностью достиг своей цели! Второй ученик, получивший точно такой же уровень по данной теме, выходит, улыбаясь. Ему легко, ему внушили, что он самостоятельно добывал эти знания, именно он «открыл», скажем, закон Архимеда. Он очень способный, физика не такая уж трудная, как ему казалось вчера. Хотите сказать, что этого ученика обманул учитель, что не такой он способный и только благодаря учителю он почувствовал себя настоящим победителем? Да, Вы совершенно правы. И сам учитель об этом знает. И что самое важное, сам этот учитель, у которого ученик вышел из класса победителем, чувствует себя также … Победителем! Более того, это не учитель уже, это – Мастер!