Откровение 25. Учить математику при помощи… конфет и яблок?

Расскажу историю, которая меня сначала поразила, а затем, многому научила. Заболела учительница начальных классов, и дирекция школы решила распределить уроки  во втором классе учителям предметникам. Меня, естественно, попросили читать математику. Мне никогда не приходилось иметь дело с малышами и я не испытывал большой радости от предстоящей встречи.
- Чего вы, в самом деле, боитесь? Вы считаете, что не сможете решать какие-то элементарные задачи по арифметике или вы боитесь этих «маленьких  сопляков»?  - просила меня наш завуч. Действительно, подумал я, и смело зашел в класс. Я остановился  возле доски и посмотрел на «этих маленьких сопляков». И… растерялся немного. Они смотрели на меня с такими большими, откровенными и доверчивыми глазами, что я, от непривычки, не  знал с чего начинать. Обычно, в старших классах, они, скажем так, немного хитрее, уже способны скрывать свои мысли, и даже притворяться. Там, по крайней мере, знаешь, на что способен каждый и у каждого учителя есть определенный арсенал «противодействий». Из этой неприятной ситуации выйти помогла одна девочка, сидящая за первой партой. Наверное, подумал я, отличница, или староста. Она подняла руку, и, после моего разрешения  своевременно и очень просто, напомнила кто я такой и что я собственно, тут делаю.

-Вы, наверное, учитель математики и вас зовут Иван Григорьевич?
- Да, это так,- сказал я, не зная точно и, наверное и дети тоже, подтвердил ли я, что являюсь учителем математики, или, что меня зовут Иваном Григорьевичем. Скорее всего, в тот момент, я не оправдывал ни  первую и ни вторую надежду девочки-отличницы. Надо что-то им сказать, подумал я, иначе …Что может быть «иначе»  я так и не смог себе представить, поэтому сказал первое, что мне пришло в голову. А так, как я работал первый год, то неудивительно, что пришло мне в голову, увы, не самая умная фраза для ситуации, в которой я попал.
-Что вам было задано на дом, - спросил я, стараясь изобразить на моей, наверное, очень глупой физиономии, улыбку. Я хочу вам признаться, что с того дня, я никогда не начинаю урок, задавая детям именно этот вопрос. Этот вопрос сыграл тогда со мной  злую шутку, и я стараюсь заменить его чем - то другим. Та же отличница, опять подняла руку и ответила:
-Нам задали задачу номер 127, но я не смогла решить. Как мне показалась, у нее появились на глазах слезы. Наверное, не отличница, подумал я.

- Кто решил эту задачу?- , спросил я. - Никто? Ничего, сейчас ее решим. Я взял у девочки учебник и начал читать громко эту задачу. Прошло очень много лет, но эту задачу я до сих пор помню. Не буду ее приводить полностью, но там шла речь о мальчике, который купил 5 тетрадей по одной  цене и 2 карандаша по другой цене, заплатив столько - то  рублей. Сколько ему вернули денег в виде сдачи.
  И тут началось… Я пытался несколько раз решить вместе с учениками эту задачу, но на некотором ее этапе как будто дети наталкивались на какую-то невидимую для меня, конечно, стену и дальше никак не могли ее преодолевать. Я уже нарисовал тетради и карандаши, под каждым записывал цену, но дети меня не понимали. Я уже взял у них 5 тетрадей и 2 карандаша и использовал их как наглядное пособие… Абсолютное непонимание. Вспомнил слова завуча, про « каких -то элементарных задач по арифметике»… Я был в растерянности. Ладно, подумал я, решу им эту задачу сам. Но не успел. Та же смелая девочка, опять подняла руку и сказала:
-Наша Елена Васильевна не решает с нами задачи про тетрадей и карандашей!,- довольно в категорической форме, как бы сравнивая меня с ее любимой учительницы, сказала она. Кто в этом сравнении выигрывает, для меня абсолютно стало понятно.
 - А какие задачи она с вами решает? – спросил я.
 - С конфетами и с яблоками,  - сказала она твердо и я понял, на сколько я упал в ее глаза, что даже такие простые вещи я не знаю.
 

Я сначала не понял, что она имеет в виду и спросил:
 - Но ведь не все задачи из вашего учебника про конфет и яблок!, - возразил я. Ее взгляд  выражал и недоумение, и разочарование в моих способностях как учитель математики, а также, я думаю, кое-какие сомнения в моих умственных способностях. Все, подумал я, за мой авторитет в этом классе ломаного гроша не дадут. Ноги больше моей не будет здесь. Полный провал урока! И где и у кого? Во втором классе с «маленькими сопляками». Представляю, как будут смеяться надо мной мои коллеги, особенно, мой завуч!
  И вдруг меня осенило! Ведь девочка имела в виду, скорее всего  полной замены не самого текста или условия задачи, а только замены тетрадей и карандашей на конфет и яблок! И я быстро сделал эту замену. Вы не поверите! Моментально поднялись руки, ребята даже повеселели, и в течение 5-6 минут задача была решена! Не было необходимости даже рисовать  на доске конфеты и яблоки. Мой авторитет пошел вверх. Со второй задачей, применив тот же прием замены «объектов исследования» на пресловутые конфеты и яблоки дети справились довольно быстро. Я видел в глазах этих детей, что мой авторитет, как «учитель математики и как Иван Григорьевич», полностью реабилитирован.

Прозвенел звонок и прощаясь с детьми, я чувствовал, увы, не победу, а какое – то неудовлетворение от данного урока. Ведь в жизни этих детей будут не только конфеты и яблоки. И не всегда будет рядом ими очень любимая Елена Васильевна, чтобы постоянно переводила все «на конфеты и яблоки». Будут и другие «фрукты». И не стоит, наверное, наших детей огородить от всего того, что, увы, не является ни конфетами, ни яблоками. Конечно, легче переводить любую задачу на любимые и привычные  персонажи этих задач, от этого, на первый взгляд дети не страдают. Ведь, в принципе, задачи - то дети решают. Все – таки даже ребенок должен понимать, что труд -  это когда трудно и не всегда, когда трудятся, рядом будут конфеты и яблоки… А вы как считаете?