Можно ли освободить ученика от выполнения домашнего задания и если да, то когда и кого? Я сам не знаю ответ на такой вопрос, и, как мне кажется, сам вопрос звучит нелепо. Единственное, что могу в данной ситуации, рассказать реальную историю, которая имела место в моей работе в школе. А выводы и ответ на заданный вопрос оставляю моим уважаемым читателям.
В 7- ом классе, где я читал математику и физику, учился довольно способный мальчик. Все мои объяснения он схватывал, как говориться, на лету. Учеба давалась ему легко, он не учил, а игрался. Вопреки своим незаурядным способностям, а скорее всего, благодаря им, в последнее время он перестал выполнять домашние задания. Знаете, что он мне отвечал на мои замечания?
-Но я же все знаю!, - говорил он и, на данный момент, он был прав. Предвидя ситуацию, когда все увеличивающийся объем информации приведет к тому, что он начнет отставать, я попробовал ему все это объяснить. Бесполезно! Он продолжал не выполнять домашнее задание. Я, конечно, смог выставить ему соответствующие оценки за это, но как я вовремя понял, это привело бы только к конфликту. В любом конфликте, виноват, конечно, самый умный из его участников, т.е. сам учитель. У меня появилась идея и буквально на следующем уроке начал ее реализовать.
Проверка домашнего задания показала, что мой юный гений, как всегда, ничего не подготовил.
-Внимание всем!, - обратился я ко всему классу. - С этого дня я не буду проверять задание у Сережи. Мне, конечно, не поверили. Но, последующие уроки показали, что я свое слово держу. Прохожу мимо Сережи во время проверки и даже не смотрю не то, что в его тетрадь, но даже в его сторону. Вначале Сережа обрадовался, шутил, высмеивал остальных учеников, у которых я проверял домашнее задание. Я начал выставлять по чаще оценки за домашнюю работу в журнал. Иногда, признаюсь, специально увеличивал оценку некоторым из них, особенно отстающим. Сережу я не замечал, не спрашивал, не проверял даже самостоятельные и контрольные работы и незаметно, наблюдал за ним.
Через пару недель мой Сережа что-то загрустил. Ему стало неинтересно на уроках. У него отняли возможность показать свои способности, его уже не хвалят, он не может ничем выделятся среди своих коллег. Исчезла, как бы выразился психолог, его главная доминанта. В начале третьей недели он окончательно сдал:
- Почему вы не проверяйте мне домашнюю работу? Я, что, не человек? В его голосе уже чувствовалась обида. Я не обращал на него абсолютно никакого внимания. В конце третьей недели во время проверки домашнего задания, он придвинул свою тетрадь поближе, чтобы я видел выполненное домашнее задание. Я прошел, делая вид, что не заметил. Но, когда на следующем уроке, со слезами на глазах, он опять придвинул свою тетрадь, я понял: Переигрывать и перетягивать струну становится опасно. Струна может лопнуть и тогда все мои опасные опыты пропадут даром, и Серегу, как самого способного ученика в классе можем потерять навсегда.
Как ни в чем не бывало, я остановился, взял в руки его тетрадь, проверил, похвалил и посмотрел ему в глаза. Они выражали столько эмоций и чувств, но самая яркая из них это было страдание. Он страдал! За тот миг, что мы глядели друг на друга нам удалось передать друг другу столько мыслей, что невозможно было их выразить простыми словами. Мы поняли друг друга прекрасно и я больше никогда не затрагивал в классе эту тему, несмотря на то, что некоторые его коллеги очень часто напоминали ему:
- Ну как, Сережа, хорошо тебе было, ничего не делал , тебя не проверяли… Эти разговоры я моментально прекращал, за что, я чувствовал, Сережа был мне благодарен. Домашнюю работу он, естественно, выполнял всегда, или почти всегда.
Вспоминая сейчас этот «эффект бумеранга», я часто спрашиваю себя: имел ли я право так поступить? Не нарушал ли я какие-то этические принципы, не навредил ли я больше, чем достиг, стоило это достижение тех слез и страданий Сережи? Вы знаете, я до сих пор не могу найти ответ на эти и другие вопросы. Во всяком случае, я больше не применяю в своей практике такие «эффекты бумеранга». Нет у меня полной гарантии, что они полностью оправданы и безопасны. Не навреди! – это относится не только к врачам…