Откровение 22. Мастер и стул

Впервые  я встретился с настоящим педагогическим предвидением еще в 10 классе. И не только встретился, но и почувствовал на себе. Потом, когда я сам стал учителем, я неоднократно применял этот поистине великолепный педагогический прием, который много раз меня спасал от лишних отрицательных эмоций, от неминуемых конфликтов с моими учениками. 

Расскажу все по порядку. В далеком 1963 году, я учился в 10-м классе. Занимались мы в кабинете физики  постоянно Стулья были деревянные, со спинкой, даже полумягкие, но очень старые и естественно, ломались часто. Мы сами, иногда, этому способствовали. Математику и физику читал нам директор школы, Владимир Васильевич, царство ему небесное. Бывало, сломали, например, стул, а учитель, вместо замечаний или наказаний (все- таки директор школы) спокойно и таким небрежным тоном, говорил: «Бросайте его на чердак». Мы это с большим удовольствием делали, тем более, что отверстие чердака находилась  рядом в потолке коридора. И «счастливчик»,  кому это поручалось, кидал этот стул прямо в это отверстии чердака, часто не попадая  и стул, с грохотом, падал.

Нам, наверное, нравился этот процесс бросания стульев, потому что стулья начали ломаться все чаще и чаще. Мы были очень удивлены тем, что никаких замечаний или тем более наказаний со стороны учителя не последовало. “Процесс пошел” легко и по одинаковому сценарию: «Владимир Васильевич, у меня стул сломался!». После чего, даже не поднимая глаз, наш учитель отвечал спокойно: ”Кидай его на чердак”. Представляете? Абсолютно никакой реакции! Мы не могли это понимать и не поддавалось это никакой логики. Более того, наступал уже такой период, когда на наше, почти радостное сообщение, о том, что стул “опять сломался”, Владимир Васильевич только молча, каким-то непонятно – пренебрежительным жестом, показывал рукой, что с ним нужно сделать.

Продолжалось это, наверное, около двух месяцев. Уже некоторые из мальчиков стояли, некоторые приспособились сидеть на полу и писать на коленях. Мы, естественно, ждали с нетерпением, что будет дальше. Некоторые из нас, самые смелые, пытались жаловаться на то, что неудобно шесть уроков стоять и надо что-то делать. На такие жалобы наш учитель, по- прежнему не реагировал. Спокойно проводил урок, вступал с нами в разговоры на любые темы, кроме темы о стулья которая была для него “табу”. Как будто этой темы и не было или эта тема не заслуживает, чтобы о ней говорили. Дошло уже до того что только девочки сидели на стульях, а мы – каждый по своему уразумению. Вся школа смеялась над нами. Остальные учителя вели себя точно так- делали вид, что не замечали. Наконец, один из наших мальчиков принес в школу инструменты, залез на чердак и на одной из перемен быстро отремонтировал свой стул и с наслаждением смотрел по сторонам. На следующий день еще три мальчика поступили точно так. В течении одной недели все стулья были отремонтированы.

Самое интересное в этой истории то, что и даже после этого наш Владимир Васильевич абсолютно никак  не отреагировал. Мы тогда были очень удивлены и не смогли объяснить его поведение. И только потом, вспоминая этот удивительный в своем роде эпизод нашей школьной жизни, поняли, что Владимир Васильевич предвидел и заранее расписал весь сценарий наших поступков. И сейчас, вспоминая все это я понял, что владеть таким  приемом предвидения и осуществить его реально, держа все события под своим контролем и ни разу не «переиграть», смог не учитель, а большой Мастер и большой актер.