Но вернёмся к дополнительному часу. Уверенны, нам скажут, что тем самым загружаем детей , что дети и так устают, они болеют и т. д. Эти разговоры ведутся у нас не менее десяти лет уже. Кстати, у наших детей самый короткий учебный год и самые длинные каникулы. И потом, природа придумала удивительную защиту: усталый мозг она просто отключает. Усталость детей и их так называемая «перегрузка», появляется совсем по другим причинам. Они смеются над нами, когда узнают о том , что перегружены.
Есть, очевидно, и другие пути ликвидировать “точку невозврата“ в преподавания физики. Многие наши уважаемые коллеги связывают улучшение качества преподавания физики с увеличением зарплаты. Тогда учитель не будет работать на 1,5 ставки, будет у него меньше часов, больше времени на подготовку, улучшится качество знаний. Схема простая. Да, в западных странах учителя получают на порядок больше. Но, когда один из авторов, через Интернет, попытался ответить на анкету, сможет ли он работать учителем физики в одной из скандинавских стран, то, увы, там он остался бы без работы: Из 12 пунктов данной анкеты он подходил только по 8-ми. Это, во-первых. Во-вторых, было время, когда учитель получал $10 и то с очень большой задержкой. Конечно, мы не против увеличения зарплаты, скажем в два раза. Но надо быть реалистами и одновременно, оптимистами.
Не всё у нас плохо. Всё- таки, в конце тоннеля виден свет. Год назад учителям физики сделали большой подарок. Объясним.
Ориентация нашего образования на Россию вполне оправдана и понятна. Российские школьники не изучают астрономию, как отдельный предмет. Курс астрономии интегрирован с физикой. Такое решение не оправдано и авторам этой реформы ещё придётся пожалеть. Астрономия, в частности, астрофизика, обладает огромным потенциалом мотивации обучения, окружена неким романтическим, таинственным ореолом. От астрофизики ждут такие открытия, которые способны в корень изменить самые смелые представления об окружающем мире, даже путешествие во времени. Но, огромная Россия более инертна, чем наша республика и, для осуществления каких-то реформ, ей необходимы более длительные сроки. Тем более похвально решение, принятое в нашей республике: изучать астрономию, как отдельный предмет.
Есть ещё одна проблема. Нежелание молодых людей работать в школе вполне понятно. Не всегда, однако, наши выпускники выражают это отношение в денежных знаках. Есть и другие причины, которые могут быть решены, притом, не прибегая к денежным затратам.
Долгие годы неконтролируемые СМИ, особенно телевидение и кино, довели образ учителя до такой степени, что он сейчас в глазах наших детей, если не дурачок какой-то, то или божий одуванчик, или не от мира сего. Учительница русского языка – это старая, больная женщина, вечно, даже на кухне, занята проверкой тетрадей. Учитель математики, – это какой - то ненормальный, “сдвинутый”, который и во сне бредит своими формулами. Учитель физики – какой-то фанат, доказывающий всем, что он вот-вот изобретёт “perpetuum mobile”. Как вы думаете, много ли выпускников горят желанием пополнять ряды этих “серых, ненормальных, ведущих однообразную жизнь” учителей?
Журналисты, писатели, режиссёры в большом долгу не только перед учителями, но и перед обществом. У них огромный талант и огромные возможности. Очень жаль, что некоторые из них, обычно самые талантливые, оказались на той стороне баррикады. Их талант и то, что слово ещё не потеряло свою силу могут вернуть имя учителя на его, достойное место, иначе “точка невозврата” может достигнуть не только фундаментальная наука о природе, но и школа в целом. Ведь были 60-е и даже 70-е годы, когда профессия учёный-физик имела такой же рейтинг, как профессия лётчика-космонавта, когда вся страна была вовлечена в так называемой проблеме “физики-лирики”. Это не только ностальгия по ушедшим временам, это чувство потери чего-то очень доброго и хорошего… Не верим, что невозможно всё это вернуть. Слышите, “четвёртая власть”? Почему молчите? Покажите, какие замечательные, талантливые, оригинальные, с прекрасным чувством юмора, красивые у нас в республике учителя! Не проверяет учительница русского языка тетради на кухне, не бредит учитель математики формулами во сне, а учитель физики знает, что изобретение вечного двигателя не позволяет великий закон сохранения энергии!
А может оставить всё так, как есть? Вдруг пронесёт и никакой “точки невозврата” не существует? Есть такие выражения ”кусать локти” и ”посыпать пепел на голову”. Мы уверены, что у нас хватит энергии, решимости и мудрости сделать так, чтобы не воспользоваться ими.