Я уже работал учителем целых …два месяца! Чувствовал себя неоднозначно. То хотелось всё бросить и уехать куда – нибудь на край земли, то мне казалось, после более-менее удачного (с моей точки зрения) урока, что смогу работать учителем математики и физики всю жизнь…
У меня был хороший, замечательный и добрый наставник, учитель физики. К сожалению, я тогда этого не понимал. Позже, когда попадал в трудные ситуации, я вспоминал его советы, его действия. Но теперь речь не об этом. Хочу рассказать о моём первом открытом уроке в жизни, который чуть не оказался последним.
Мой наставник должен был проводить открытый урок по физике для всех учителей нашего района. А так, как он считался одним из самых лучших учителей района, естественно, он готовился серьёзно и пытался, (увы, безуспешно) привлечь в эту работу и меня. Он почему-то верил, что я когда-нибудь стану хорошим учителем. Каким образом он «вычислил» меня в таком качестве, я до сих пор не понимаю. Он подробно пытался обсуждать сценарий урока, его основные элементы и даже спрашивал моего совета. Но как раз на тот момент в моей учительской жизни настал период «ухода куда-нибудь на край земли» и я почти не соображал о чём речь. Более того, я не очень переживал. Знал бы я как повернется судьба и какая драма она со мной разыграет… Но вот настал день «Д». На следующее утро все учителя физики района должны приехать к нам в школу на открытый урок физики в 9-м классе. Однако, поздно вечером, сам директор школы пришел ко мне домой и сообщил, что учитель физики вдруг заболел. Я, конечно, выразил сожаление, даже предложил свою помощь съездить в город за лекарствами. На что директор очень спокойно возразил, мол, никаких лекарств не нужны он и так через пару дней выздоровит и болезнь учителя для него не самое страшное в данный момент. После небольшой паузы он добавил, что самое страшное для него то, что завтра открытый урок, а сообщать о его переносе всем учителям уже невозможно. А самое-самое страшное, добавил он, это то, что открытый урок по физике в 9-м классе придется проводить …мне! Я его успокоил, что этот урок проведу, и всё будет нормально. Подумаешь, открытый урок. Он как-то странно посмотрел на меня, но ничего не сказал.
Кабинет физики…28 учащихся, почти столько же учителей из района, из нашей школы, вся дирекция школы и я стою перед ними, имея за плечами всего лишь два месяца работы.
И началось. «Что было задано» - традиционный вопрос, после которого я абсолютно ясно понял, что урок будет с треском провален. После того, как ученики ответили на мой вопрос, я задал им ещё более «умный»: Кто из вас не смог решить задачу? Когда я поднял глаза, увидел лес рук. Ничего, ребята, сейчас быстренько решим эту задачу. Это «быстренько» длилось, наверное, более 30-ти минут. Несмотря на то, что задача была не сложная, почти стандартная, почему-то мне показалось, что её можно решать, применяя законы Ньютона. Я краснел, бледнел, зеленел… Ученики смотрели друг на друга, были слышны даже смешки. Когда я случайно посмотрел на нашего директора, он сидел с опущенной головой, прижимая е обеими руками... О чем он думал, можно было легко догадаться. Присутствующие учителя шептали мне уже давно что-то, но я ничего не слышал, пока один из них подсказал, уже довольно громко, что эту задачу можно решать, применяя закон сохранения импульса. Я услышал, применил подсказку, решил задачу. Все, и ученики, и учителя и особенно наш директор облегчённо вздохнули и мне почему-то казалось, что вот-вот грянут аплодисменты в мою честь. Увы, аплодисментов не было, а было другое. Оставшееся время урока, около 8-ми минут, я что-то пытался рассказывать, даже начал решать новую задачу, но слава Богу, только написал условия на доске и …прозвенел звонок. За все мои тысячи и тысячи проведенных впоследствии уроков в течении долгих лет, поверьте, я никогда не ждал звонка с урока с таким нетерпением, как в тот момент. Ученики вышли, остались учителя, дирекция школы и …я. Я подумал тогда, что меня могут и побить за такой урок. Я к тому, что был готов на всё... Дали мне первому слово. Я не помню, о чём я ещё мог говорить в таком состоянии, но что-то сказал.
Самое неожиданное для меня это было то, что все учителя, которые изъявили желание высказать своё мнение по поводу данного урока ни одного плохого слово не сказали в мой адрес! Обсуждение моего урока превратили в воспоминаний о своих первых неудачах и о том как им удавалось выходить из трудных ситуациях, а на меня почти не обращали внимания. Один из учителей даже сказал, что это даже хорошо, что у меня состоялся (он так и сказал «состоялся») именно такой урок и именно сейчас, в самом начале моего пути. И что этот урок я запомню на всю оставшуюся жизнь, и он мне будет служить своего рода талисманом, который будет меня беречь от многих неудач, и что я ещё буду благодарен судьбе, что она предоставила возможность проводить такой урок. Этот учитель оказался прав! И сейчас я помню каждый момент этого урока и в тот же день уже перед сном, произнёс про себя клятву, что никогда я не выйду перед моими учениками, пока не проверю все мелочи и нюансы будущего урока. И несмотря на то, что после стольких лет работы, казалось, можно и без подготовки провести любой урок по физике, в любом классе, этому верят только такие «жёлторотые» учителя, каким я был много лет тому назад. И я очень благодарен всем присутствующим тогда на первом в моей жизни открытый урок учителям.
Каким образом они смогли из самого плохого проваленного так безответственно мною урока, преподнести мне настоящий «урок», которого я не забыл до сих пор и который прослужил мне все эти годы настоящим талисманом, ангелом-хранителем от все предстоящих, ожидающих меня на своём нелёгком учительском пути. Ведь до сих пор я чувствую тот позор и стыд и те 45 минут мне были вполне достаточны на всю мою предшествующую и оставшуюся жизнь.
Когда все гости уехали, директор школы взял меня под – руку и тихо сказал: «То, что ты провёл, это не открытый урок. Тебе надо было закрыть дверь на замок или лучше забивать её самыми большими гвоздями, чтобы ни одна душа не знала, что там натворишь». Мне оставалось только кивнуть головой (в тот момент самой дурной головой на белом свете) и согласиться.
А самое - самое интересное в этой истории то, что, как мне признался потом, в момент истины, сам учитель, он притворился больным. Я его спросил, для чего он это сделал. Он удивлённо взглянул на меня и спросил: «Неужели ты до сих пор ещё не догадался? Я ещё тогда говорил, что из тебя выйдет хороший учитель».
Порой мне кажется, что он это придумал, но иногда, когда меня опять «тянет куда-нибудь на край земли», я ему начинаю верить…А вы?