Откровение 1. Куда и почему исчезают детские вопросы или «Почему исчезают…» «А почему…?»

Задумались ли вы, когда-нибудь, над этим вопросом? Поразительные по своей наивности и одновременно гениальны по своей простоте и неожиданностью, детские вопросы перестают нас удивлять, исчезают куда-то уже с 5 класса. Если в среднем звене они еще радуют и удивляют наш слух, то в старших классах, увы, дети их не задают или звучат все реже и реже не только на уроках, но и дома. Почему это происходит?

Дети перестают удивляться этим таинственным окружающим их миром, еще не начав серьезно его познавать? А может быть они, чувствуют страх, бессилие перед бесконечным многообразием Мира и на уровне подсознания, интуиции отказываются от всяких попыток познавать его, зная заранее, что это – невозможно? Или все – таки наши «современные методы обучения» способны за короткий срок обучения разрушить, перемолоть, стереть детское любопытство, постепенно превращая его в обыденность?

Честно признаемся, мы тоже не знаем ответ на этот вопрос. И вдруг, как гром среди ясного неба, около 15 лет назад, мы прочитали высказывание А. Эйнштейна, которая буквально поразила нас: «В действительности нет ничего более удивительного и непонятного, чем то, что современные методы обучения еще не полностью истребили святое любопытство исследования; это нежное маленькое растение помимо стимуляции нуждается, прежде всего, в свободе; без нее оно не может развиваться и гибнет»

Эти слова были высказаны 100 лет назад! «Святое любопытство исследование» и «свобода»… Неужели Эйнштейн и тут оказался прав, и эти понятия так связаны друг с другом и «без нее (свободы), оно не может развиваться, и гибнет?». Тогда получается, что и наши нынешние «современные методы обучения» преподавания физики XXI столетия являются теми основами, которыми глушат свободу мысли, само стремление познавать мир? И это происходит в самом юном возрасте, в возрасте, котором природой приготовлена самая благоприятная почва для цели – проявления «святого любопытства исследования».

Каким образом, на каком этапе, по какой причине это происходит? Ведь современные методы обучения включают в себе огромное разнообразие методик, технологий, подходов, наглядных пособий, нестандартных приемов и т.д. у которых, в принципе не одна цель: разжечь и поддерживать эту искру «святого любопытства».

Много талантливых учителей физики добиваются больших результатов (какими усилиями – это другой вопрос), но «детские вопросы» все-таки исчезают… Почему?