Известен достоверный исторический факт:
Министр просвещения России ехал в карете с царём.
- Господин министр, чем занимаются сейчас ваши ученики?- спросил царь, подразумевая состояние образования на данный момент. Министр понял заданный вопрос в буквальном смысле. Он достаёт свои часы и отвечает:
-Ваше величество, сейчас идёт второй урок. Ученики 4го класса гимназии, например, закончили решение задачи №118 и переворачивают страницу ”Арифметики” Магницкого, чтобы приступить к решению задачи №119, - не без гордости ответил министр.
-И это происходит по всей России?
-Да, Ваше величество!
-Ну, господин министр, тогда я абсолютно спокоен за cостоянием образования в моём государстве!
Царь был поражён: в таком огромном государстве тысячи и тысячи детей одновременно переворачивают одну и ту же страницу одного и того же учебника (пусть даже Магницкого) и решают одну и ту же задачу. Так и хочется спросить царя, (а особенно министра): Уверены ли они в том, что одновременное "переворачивание" одной и той же страницы происходит с одинаковым для всех учеников процессом мышления, при этом скорость последнего абсолютно одинаков для всех?
Применительно ли для этого удивительного, уникального и таинственного процесса команда? Если я, например, получу команду: ”Начинай мыслить над таким вопросом в течении 10 минут”, навряд ли у меня это получится.
Мысли - это не рота солдат шагающее строевым шагом во главе с лейтенантом. Это напоминает героя одного произведения, которому каждый вечер приказывали: ”Не сметь видеть сон про белого бычка!”, а он, бедный, со слезами на глазах, признавался утром, что ему опять снился этот проклятый бычок. Пути мысли, как и пути господни, неисповедимы. И слава богу, что теперь учеников не заставляют «одновременно переворачивать одну и ту же страницу».
Существует большое многообразие учебников, программ, селективных курсов и т.д. Теперь дело за учителем - создавать те единственные, комфортные условия для каждого ученика при которых он способен выбирать сам тот единственный, неповторимый, адекватный, оптимальный способ мышления.
Ведь каждый наш ученик-это Вселенная! Разве можно командовать Вселенной? Если это и возможно, то тогда это уже не Вселенная, а …рота солдат. Но, в то же время, ротой солдат намного легче командовать! Да, легче, но тогда наши ученики перестанут быть «Вселенными”. Выбор за Вами: или предоставить право ученикам оставаться «Вселенными”, но тогда Вам будет труднее работать, или превратите их в роту солдат, тогда исчезнут все “Вселенные”, но Вам будет легче работать, т.е. командовать.