Откровение 11. И все-таки «впереди, на белом коне?»

Перед каждым учеником, кроме содержание самого многофункционального блока, необходимое оборудование, соответствующей рассматриваемой теме. Советуем предоставлять самим ученикам, выбрать её с демонстрационного стола, где присутствует и лишнее. Началась работа… 

Какова теперь Ваша роль и Ваше место в это процессе?

Вам хочется по-прежнему призывать: ”Ребята, быстрее, времени нет, сейчас будет звонок! ”Вот это как раз и не надо делать. Не забываете, что вы предложили своим ученикам ”не учить физику, а научиться познавать мир”, т.е. новую методику преподавания физики.

Успокойтесь, походите по классу, наблюдайте. Лучше оставайтесь пока в тени. Время ”белого коня“ для Вас ещё не настала. Вам достаточно несколько минут молчаливого наблюдения, чтобы владеть полной информации о каждом ученике: на каком этапе исследования он находиться, качество проведённых экспериментов, расчётов, таблиц, графиков.

Только Вы владеете такой ”секретной информацией” и её разглашение может отрицательно сказываться на созданную Вами атмосферу творческого поиска. Если даже заметили ошибку, оставьте ученика наедине с этой ошибкой и наблюдайте - заметит он её или нет? Может и не заметит сейчас, сразу. А если всё-таки заметит, а вы поторопились и лишили его этой возможности?

А если он не только заметит, но и исправит? Не пожалеете ли Вы об упущенной возможности давать ученику почувствовать себя победителем? Это ведь такая победа для него, победа, которая придаст ему уверенность в своих силах. А Вы, не осознавая это, чуть не лишили его этой радости. Какая самая большая победа для любого человека? Это победа над самим собой!

Одна  такая победа стоит больше, чем несколько незамеченных ошибок, которые,  потом, могут быть обнаружены и исправлены.Вмешиваетесь только, если попросят и то не надо торопиться. Предоставьте им возможность самостоятельно анализировать,  сопоставлять, сравнивать, подвергнуть полученный результат проверки, испытанию, пусть даже на уровне здравого смысла (для начала), интуиции, подсознания…

В нашей практике были случаи, когда наше неуместное и несвоевременное  вмешательства оказать помощь ученикам встречали с его стороны неудовольствие: ”Не мешайте мне, пожалуйста!” Действительно, зачем мешать? Ведь они, впрочем, как и Вы осваивают новую технологию, новую методику преподавания физики. Вы своё дело сделали: создали оптимальные условия для проявления” святого любопытства”, освободили ученика от мешающих ему преград свободно мыслить…

Доверяйте ему! А выражение ”не мешайте мне, пожалуйста” воспринимаете как самую высокую (и самую искреннюю) оценку Вашего труда. Если учитель ”дошёл “ до того, что “мешает” ученику учиться, не означает ли это, что Вы достигли своей цели: в нём проснулось ”святое любопытство исследования”, о чём так искренне мечтал Эйнштейн ещё 100 лет тому назад…